Какова роль масла в двигателе?
Первоначально функцией моторного масла было смазывание шеек коленчатого вала, избавление от побочных продуктов износа и снижение температуры путем вывода жидкости в поддон двигателя.В современное время, функции моторных жидкостей стали заметно шире и изменился состав под осуществление новых функций. К основной составляющей моторного масла добавляются различные присадки, которые могут удалять загрязнения, удерживать пленку, образованную на трущихся деталях и выполнять другие функции.
Базовые функции моторного масла для ДГУ:
-
· защита деталей и рабочих поверхностей двигателя от трения за счет образования на них тонкой устойчивой пленки;
-
· предупреждение появления коррозии;
-
· охлаждение мотора дизель-генераторной установки путем отвода рабочей жидкости в поддон, находящийся в самом низу двигателя;
-
· удаление из мест повышенного трения отходов механического износа;
-
· удаление продуктов сгорания топливной смеси, таких как нагар, сажа и других.
Классификация моторных масел для дизель-генераторных установок:
Существует два международных стандарта классификации смазочных масел для двигателей внутреннего сгорания применяемых в генераторных установках.
Классификация масел для ДГУ по SAE
Признанной во всем мире классификацией масел для двигателей является SAE — градация по вязкости в зависимости от температуры внешней среды, при которой функционирует двигатель ДГУ.
При изменениях внешних температур меняется вязкость рабочей жидкости, при низких температурах для оптимальной работы мотора масло должно оставаться достаточно текучим, а при высоких — достаточно густым для защиты мотора.
По стандартам SAE машинные масла разделяются на семнадцать классов от 0W до 60W. Среди них восемь зимних (первые числа — 0; 2,5; 5; 7,5; 10; 15; 20; 25) и девять для эксплуатации в летнее время (2; 5; 7,5; 10; 20; 30; 40; 50; 60). Первое число сообщает минимальную минусовую температуру, при которой прокачивается масло в двигателе насосом и обеспечивается безопасный запуск мотора ДЭС. Второе число характеризует вязкость моторной жидкости при высоких температурах, чем больше число — тем гуще жидкость при высоких температурах. Разделение обоих чисел W говорит о всесезонности применения моторных жидкостей.
Наиболее распространенное моторное масло по SAE для ДГУ:
· SAE
10W-40 всесезонное применяется в большинстве установок эксплуатируемых в районах с умеренным и теплым климатом в течение всего года.
· SAE 5W-40 всесезонное применяется в большинстве установок эксплуатируемых в районах с более холодным климатом в течение всего года.
Классификация масел для дизель-генераторов по API
Классификация была создана в США. Согласно этой системе, определяется 3 категории составов в зависимости от эксплуатационных характеристик моторов.
- S (Service) – масла для движков на бензине;
- C (Commercial) – составы для дизельных ДВС;
- EC (Energy Conserving) – новые маловязкие и легкотекущие масла энергосберегающего типа (позволяют уменьшить расход топлива).
В допусках смазывающих составов для дизельных ДВС также указывается дополнительная буква. По ней можно определить, насколько современным является состав. Рассмотрим наиболее часто встречаемые допуска масел, применяемых в дизельных генераторных установках:
· CF-4 для четырехтактных силовых агрегатов. Это составы для дизельных движков с непрямым впрыском или моторов, работающих на дизеле разного качества (например, с высоким содержанием серы). Преимущественно подобные составы используются для силовых агрегатов сверхмощных тягачей, ДГУ, ДЭС, и прочих силовых установках. Подходят для большинства ДГУ как с турбонаддувом, так и без.
· СH-4 – стандарт, принятый в конце 1998 г. Такие масла подходят для 4-тактных движков, эксплуатируемых при высоких скоростях. По токсичности подобные смеси соответствуют стандартам 1998 г. Подходят для двигателей, работающих на качественном топливе, в котором серы не более 0,5%.
· CI-4 – спецификация, введенная 20 лет назад. Масла применимы для дизелей с разным типом впрыска или наддува. В составы входят дополнительные присадки диспергирующего и моющего типа. Такие масла более устойчивы к термоокислению, снижают количество образования дыма. Составы отличаются высокой текучестью, что делает их более эффективными в условиях отрицательных температур. В большей степени предназначены для дизельных двигателей с классом допуска Евро-3 и выше.
Наиболее распространенные моторные масла для дизельных электростанций:
Наименование |
Производители моторных масел |
Применяемость на ДВС |
Масло моторное М8ДМ |
Роснефть, ЛУКОЙ, ТНК, Газпром-Нефть |
ДГУ на базе советских ДВС, а также для высокофорсированных дизелей категорий ЕВРО-0 и ЕВРО-1 |
Масло моторное М8Г2К |
Роснефть, ЛУКОЙ, ТНК |
ДГУ на базе старых советских ДВС (необходимо смотреть РЭ на соответствующий двигатель) |
Масло моторное 10W-40 (допуск CF-4) |
Лукойл Авангард 10w40 |
ЯМЗ, ТМЗ, ММЗ, Perkins, Bearford, Азимут, ТСС, Все Китайские моторы, Komatsu |
Масло моторное 10W-40 (допуск CI-4) |
Mobil Delvac MX Extra 10W40 Shell Rimula R5 E 10W40 Castrol Vecton 10W-40 Лукойл Авангард Ультра 10w40 |
Iveco, SCANIA, Caterpillar, Cummins, Deutz, Doosan, John Deere, Mitsubishi, Volvo, MTU, Yanmar, Кубота |
Масло моторное Volvo VDS-3 10W-40 |
Масло моторное Volvo VDS-3 10W-40 |
Исключительно для двигателей Volvo. Допускается замена на масло моторное 10W-40 (с допуском VDS-3) |
Какое масло заливать в дизель-генератор и как часто нужно его менять?
Ответ на данный вопрос всегда можно найти в руководстве по эксплуатации (РЭ) на соответствующую модель ДГУ. В нем всегда можно найти не только допуска масел применяемые на вашей генераторной установке, но посмотреть периодичность его замены. Как правила моторное масло в ДГУ меняется:
-
· При первом послеобкаточном ТО (ТО-0). Как правило данный вид работ проводят после 50 (наиболее распространенный интервал наработки для генераторов китайского производства) или 250 моточасов наработки ДГУ (для большинства импортных моторов). Конкретный интервал проведения ТО-0 указан в РЭ.
-
· При проведении планового ТО (ТО-1 или ТО-2) в зависимости от наработки ДГУ. Как правило данный вид работ проводят через 250 или 500 м.ч. наработки (см. РЭ на вашу генераторную установку).
-
· При проведении ежегодного ТО вне зависимости от текущей наработки ДГУ.
-
· После проведения ремонтных работ.
Для проведения всех видов технического обслуживания дизельного генератора Вы всегда можете обратиться в сервисную службу ДЭР. Мы не ограничиваемся стандартной заменой расходных материалов и технологических жидкостей, а все работы выполняются строго по регламенту завода изготовителя.